Тошкент ш. Яшнобод т. Махтумқули к. 49 уй
+998 (71) 286-31-77 , +998 (71) 286-30-91

Александр Жумаев ҳаёти ва ижодий фаолиятига чизгилар

Александр Жумаев 

         Ўзбекистон Бастакорлар уюшмасининг мусиқашунос аъзолари сафига 90 – йилларнинг бошида Шарқ мусиқа манбашунослиги ва замонавий йўналишларга қизиқувчан мусиқашунос Александр Жумаев кириб келди. У ўзининг турли мавзулардаги мақолалари, манбашунослик соҳасида илмий ишлар билан республика ва ҳалқаро мусиқа конференция ва симпозиумларда қизиқарли илмий мавзулар билан мусиқа жамоатчилиги орасида танилди.

Жумаев Александр Бобониёзович 1953 йил 20 ноябрьда Тошкентдаги ишчи оиласида туғилди. Александр 1959 йилдан умумтаълим мактабида ўқиди. Ота – онаси ўғилларининг мусиқага бўлган қобилияти ва қизиишини сезиб, Республика махсус мусиқа мактаб – интернатига жойлаштирдилар. Бу ерда у кларнет, аккордеон ва фортепиано чолғуларини ўзлаштириш билан биргамусиқий назарий фанлар бўйича қизиқиш билан ўқиди. Бу қизиқиш уни 1971 йил Тошкент консерваториясининг мусиқашунослик факультетига чорлади. Иккинчи курсдан бошлаб Шарқ мусиқаси кафедрасига ўтди, 1976 йили консерваторияни муваффвқиятли битириб, Ҳамза номидаги санъатшунослик илмий – тадқиқот институти аспирантурасига йўлланма олди.

Институтда Ўрта Осиё олимларининг мусиқага доир рисолалари билан яқиндан танишди, ўрганди ва натижада 1981 йил “Вопросы музыкальной эстетики в трудах ученых Среднего Востока IX – XII веков” мавзуида номзодлик диссертациясини ёқлади.

Мусиқашунос А.Жумаевнинг меҳнат фаолияти талабалик давридан бошланди. 1973 – 1975 йилларда Яккасарой тумани маданият уйида концертмейстер,   1975 – 1977 йилларда бадиий ҳаваскорлар жамоасиинг раҳбари бўлиб ишлади. Санъатшунослик институтида дисертациясини ёқлагач, мазкур институтда илмий ходим, 1984 – 1992 йилларда институтнинг мусиқа бўлими мудири лавозимларида ишлади. 1993 – 1997 йиллард фақат илмий иш билан шуғулланди. У жаҳон фльклоршунослик (АҚШ, Нбю – Йорк) ташкилотининг аъзоси ва унинг Ўзбекистондаги вакилидир. Муаллифнинг илмий мақола ва турли анжуманларда ўқиган маърузаларининг мавзу номлари “Авицена и музыка” (Ж.Звезда Востока, Т., 1980, № 3 с. 145 – 151),  “Ибн Сина об общественных функциях музыки” (Ж.Общественные науки в Узбекистане, Т., 1980, № 8 – 9, с. 83 – 89), “О психологическом основании музыкальной эстетики средневекового Востока” Краткие тезисы докладов 4 искусствоведческой научно – теоретической конференции молодых учёных (21 – 24 апрель, 1981 г.) Т., 1981, с. 12 – 14, “Об эстетическом отражении макомов в среднвековье” в книге: “Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность (Сборник материалов Международного музыковедческого симпозиума Музыкального Совета ЮНЕСКО, Самарканд, 3 – 6 октября 1978г.)”  Т., 1981. 23м.; “К вопросу об эмоциональном воздействии макомов (по средневековым письменным источникам). В кн.Тезисы докладов V искусствоведческой научно – теоретической конференции молодых ученых (19 – 22 апреля 1983г.) Т., 1983, с. 74 – 77, “Трактат о музыке Муҳаммада Нишапури” (Ж. Общественные науки в Узбекистане, Т., 1984, №1, с.44 – 50), “Музыкально – эстетические взгляды Абу Али Ибн Сины”. Музыка народов Азии и Африки (Сборник статей). Выпуск 4. М., 1984, с. 161 – 178, “Уникальный источник по истории среднеазиатско – индийских музыкальных связей (“Замзамае – йи вахдат” Наини) 17в. В кн. Из истории культурных связей народов Средней Азии и Индии. Т., 1986, с.115 – 124, “Отражение взаимосвязей профессиональной музыки устной традиции Среднего и Ближнего Востока в средневековых письменных источниках”. В кн. Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность: (Сборник материалов Второго Международного музыковедческого симпозиума, Самарканд, 7 – 12 октября 1983г.) М., 1987, с. 164 – 168, “К проблеме эволюции эстетических учений о макамате” В кн. Вопросы эстетики, истории и теории монодии. Сборник научных трудов. Т., 1987, с. 16 – 24, “По страницам древних манускриптов. О памятниках музыкальной культуры народов Востока”. В кн. Вехи времён. Рассказы о памятниках истории и культуры Узбекистана. Альманах – 89, Т., 1989, с. 132 – 139, илл.; “Художественные традиции Барбада в средневековом музыкальном искусстве Мавераннахра и Хорасана”. В кн. Борбад, эпоха и традиции культуры. Душанбе, 1989, с. 1390152, “Древние корни эстетической  системы макамата”.  “Древние корни эстетической системы макамата”. В кн. Борбад и художественные традиции народов Средней Азии и современность. Тезисы докладов и сообщений. Душабе,1990, с. 268 – 270, “Макомы в Узбекистане: динамика политико – идеологических оценок и научных подходов”. В кн. Музыкальная фольклористика. М., 1990, с. 5 – 24, “Traktat o muzyce Muxammada Niszapuriego unikatowy zabytek aredniowiecznej cultury Wzchod” Ж. Muzyka, Polska, Варшава, 1990, № 3 с. 45 – 54, “Искусство в мире Ислама, Единство принципов в многообразии проявлений”  Ж. Творчество, М., 1991, №9, с.26 – 28, “Правила и традиции военной музыки в Средней Азии в древности и средневековье”. В кн. Международная конференция “Средняя Азия  и мировая цивилизация” Тезисы докладов. Т., 1992, с. 47 – 49, “Ислам и музыка” Ж. “Музыкальная академия”, М., 1992, №3, с. 24 – 36 илл. “К изучению ритуалов “арвохи пир” и “камарбандон” в городских цехах музыкантов Средней  Азии”, Ж. Общественные науки в Узбекистане, Т., 1995, № 5 – 6 – 7 – 8, с. 163 – 170, “Музыкальная культура народов Средней Азии и Казахстана до 1917 года” Глава 1. Музыкально исторический очерк. В кн. История музыки Средней Азии и Казахстана. М., Музыка, 1995 г., с. 14 – 82 илл. (соавтор О.Р.Матяубов), “Нажмиддин Кавкаби Бухари и Бухарская школа”. В кн. Узбекистан – вклад в цивилизацию. Бухара и мировая культура Тезисы III Международного симпозиума Бухара, 1995г., с.112 – 114, “Туркестанский старец “Ходжа Ахмад Яссавий и мусульманские духовные песнопения”. (Ж. Музыкальная академия, М., 1996, №3,4, с. 125 – 131. 1997, № 1с. 133 – 141), “Абдурауф Фитрат и его современники”, “в Музыкальном фронте Узбекистана (20 – 30-е годы)”. Ж.Центральная Азии, Швеция, 1997, № 1 (7), с. 104 – 109, №2 (8), с. 1110115, № 3 (9), с. 118 – 123, “Музыкальные традиции Хивы XVII начала XX века”. Ж. Обўественнқе науки в Узбекистане. Т., 1997, № 7,8, с. 71 – 83. “Средняя Азия, единство культурно – исторического и художественного пространства” Ж. Общественное мнение. (Узбекистанский гуманитарный журнал. Т., 1998, №2, с. 72 – 80), Буклет с фотографиями для компакт – диска: Ari Babakhanov and Ensemble. Shashmaqam: Tradition of Bukhara Uzbekistan. New Samarkand Records, Amsterdam? Holland, 1999. 15 pages.

  1. Муҳаммад Нишопури. Трактат о музыке (форс тилидан таржимаси

ва шарҳи); 2. Бақийа – йи Наини. Замзамае – йи ваҳдат. Трактат о музыке. (форс тилидан таржимаси ва шарҳи); 3. Музыкальная эстетика мусульманского Востока. IX – XII века. Тадқиқот, 4. Старая эстетика макамата. 6. Абдурауф Фитрат и его музқкально – теоретические взгляды. Исследование и переводы.